В блокнот педагога

Методические рекомендации по активизации умственной деятельности детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации по разработке открытых занятий для педагогов дополнительного образования детей

Рекомендации для составления программ элективных курсов профильного обучения

 

I. Информационная справка

· Нормативной основой организации для создания программ элективных курсов являются: Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, БУП – 2004 (приказ Минобразования РФ от 09.03. 04г., №1312), информационное письмо Минобразования России от 13.11. 03 № 14-51-277/13-03 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».

· Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения обучающимися) составляют школьный компонент базисного учебного плана, являются важной содержательной частью профильного обучения. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ.

· Функции курсов по выбору:

1)    «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне (например, элективный курс « Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики);

2)   построение индивидуальных образовательных траекторий, удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности (например, курсы «Информационный бизнес», 

    «Основы менежмента» в социально – гуманитарном профиле).

· Соотношение объёмов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50: 30:20.

· Элективные курсы в старшей школе являются долгосрочными (не менее 36 часов).

· Программа элективного курса не должна иметь достаточную степень новизны, включать новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах учебных дисциплин.

· Приоритетными формами обучения на элективных курсах являются: проектная и исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, лаборатории и иные формы, ориентированные на инновационные педагогические технологии.

· Преподавание элективных курсов ведётся по отдельному расписанию, составленному с учётом требований СанПиН, в соответствии с нормативами учебного времени.

· В качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия, научно-популярная литература, справочные издания.

· Записи в документы государственного образца об изучении курсов производится в соответствии с нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РФ.

II.Структура и содержание

программы элективного курса

 

Титульный лист содержит:

· наименование образовательного учреждения;
· сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
· название элективного курса;
· класс, на который рассчитана программа;
· Ф.И.О. и должность автора (авторов) программы;
· название города, населённого пункта;
· год разработки программы;

 

Программа элективного курса должна включать:

· титульный лист;
· пояснительную записку;
· описание разделов программы;
· учебно-тематический план;
· методические рекомендации;
· список литературы;
 

 

Пояснительная запискадолжна раскрывать:

· обоснование необходимости введения данного курса в школе;
· указание на место и роль курса в профильном обучении;
· цель программы – достижение оптимального результата образовательного взаимодействия с учётом требований к уровню компетентности обучающихся по окончании элективного курса;
· задачи программы – установление алгоритма последовательного изложения учебного материала, обеспечивающего достижение поставленной цели;
· сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);
· основные принципы отбора и структурирование материала;
· методы и формы обучения, режим занятий;
· ожидаемый результат (требования к курсу освоения программы должны быть определёнными по всем характеристикам конечного результата и контролируемыми с точки зрения учебных достижений);

Описание разделов программы содержит:

· подробную разработку содержательного компонента по каждому из разделов;
· каждый раздел содержит цель, задачи, содержание конкретной области знаний, описание результатов по уровням: «иметь представление», «владеть», «знать»;

Учебно–тематический план программы включает:

· перечни разделов и тем;
· количество часов, выделяемых на изучение каждой темы;
· организационные формы обучения и контроля;
 

Методические рекомендации содержат:

· описание форм, средств, приёмов организации образовательного процесса с учётом возрастных особенностей обучающихся, специфики содержания элективного курса и подготовленности класса к освоению программы;
· дидактические материалы;

Список литературы:

· составляется в соответствии в соответствии с общими требованиями к списку литературы, в него включаются основные и дополнительные источники, которые используются для изучения курса;
· рекомендуются разделить список на две части: для учителя, для учащихся;
III.Критерии оценки программы курса

 степень новизны для учащихся;

· мотивирующий потенциал (вызывает ли её содержание интерес у учащихся);
· развивающий потенциал (способствует ли программа интеллектуальному, практическому, творческому и эмоциональному развитию школьников);
· полнота и завершённость заявленных линий;
· связность и систематичность предлагаемого материала
· степень контролируемости результатов обучения;
· использование активных методов обучения;
· реалистичность осуществления программы;

IV.Ведение документации

· на основании заявлений учащихся изучать данный элективный курс в журнал для курсов в алфавитном порядке заполняется списочный состав обучающихся;
· при проведении каждого занятия преподавателем в журнале элективных курсов ставятся число, месяц, отмечаются отсутствующие учащиеся, на соответствующей странице указывается число и записывается тема занятия.
· количество и даты проведённых занятий, записанных на левой и правой стороне журнальной страницы должны совпадать;
· если с обучающимися в часы занятий проводиться экскурсия, то указывается объект экскурсии;
· все записи в журнале выполняются чётко, аккуратно не рекомендуются исправление и сокращение слов;
· журнал элективных курсов оформляется заместителем директора по УВР и хранится в учительской, проверяется администрацией согласно плану внутришкольного контроля;
V. Безотметочное ценивание
элективных курсов
· курс оценивается, если ученик:
1) посетил не менее 65% занятий по этому курсу;
2) выполнил зачётную работу, предусмотренную программой курса;
· критерии оценивания достижений определяются в пояснительной записке к программе курса и доводятся до сведения учеников на первом занятии; достижения могут быть отмечены и на предметах соответствующего цикла, занесены в портфолио в разделы: проекты, творческие работы и социальная практика;
· итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности после окончания курса и проверки зачётной работы с выставлением «зачтено» в журнале для занятий по элективным курсам;

VI. База данных по элективным курсам

· учащиеся профильных классов;
· педагоги, ведущие элективные курсы;
· методическое обеспечение элективного курса;
· пакет диагностических методик и др.
 
 
Методические рекомендации
для составления рецензии на реферат
 
 
Не позднее, чем за неделю до экзамена, реферат представляется на рецензию учителю-предметнику, осуществляющему научное руководство.

В отзыве отмечаются:

· содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;

   · умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию,
    систематизируя и обощая её;
 
        · умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата,
        давать им критическую оценку;
 
             · присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, обоснованность его
            суждений;
 
                  · умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения,
                индивидуальность стиля автора реферата;
 
                       · правильное оформление работы (структурирование текста на пункты и подпункты, его
                     изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление 
                     цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и.т.п.);
 
                             · сопроводительные материалы(иллюстрации, схемы, таблицы,
                         чертежи, приборы и.т.п.)

На экзамене аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Схема анализа досугового мероприятия

1. Общая характеристика детской группы: состав, возраст, Учёт возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.

2. Место и время проведения.

3. Тема, цель, форма проведения.

4. Анализ качества подготовки мероприятия:

- наличие плана проведения;
- определение задач;
- активность детей и педагога;
- участие и заинтересованность родителей и др.

5. Анализ хода мероприятия:

- содержание и воспитательная направленность;
- отношение учащихся к мероприятию,увлечённость, творчество, инициатива;
- характеристика педагогических средств;
- проявление качеств педагога, его авторитет;
- создание условий для положительного воздействия на детей.

6. Выводы, замечания, предложения:

- оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия;
- недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их  устранения;
- пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации
  мероприятия.

Требования к структуре образовательной программы:

· Титульный лист (со всеми выходными данными)

· Пояснительная записка (обоснование актуальности, цели и задачи, технологии, формы и методы, требования к уровню усвоения, нормы часов, контингент, статус документа, общая характеристика предмета, его место в базисном учебном плане, какая программа послужила основанием для разработки, учёт особенностей образовательного учреждения)

· Содержательная часть (учебно – тематическое планирование, содержание тем учебного курса: теоретический и практический разделы, формы организации учебной деятельности, деятельность учителя и учащихся, требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета, курса; формы, методы и приёмы обучения должны соответствовать целям программы)

· Методическая часть (дидактические материалы: тесты, контрольные работы; разработки уроков, занятий; методические рекомендации по проведению практикумов, оформлению рефератов, портфолио; список рекомендуемых тем рефератов и научно-исследовательских работ и.т.д.)

· Литература (список источников, использованных при составлении программы, перечень литературы рекомендуемой для учителя и учащихся)

· Приложения (диагностические материалы, анкеты, опросные листы, аналитические материалы, полученные в ходе реализации программы и подтверждающие её эффективность)

Примечание: Для инновационных программ, позволяющих получать качественно новый результат, целесообразно организовать внутреннюю и внешнюю экспертизу.

Внутренняя – проводится непосредственно в образовательном учреждении либо специалистом в соответствующей предметной области, либо членами методического (экспертного) совета.

Внешняя – проводится на предметных кафедрах институтов повышения квалификации или кафедрах методики преподавания предмета педагогических вузов.

Критерии эффективности урока:

· Обучение через открытие;
· Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности;
· Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения правильного ответа;
· Развитие личности;
· Способность учащегося проектировать предстоящую деятельность;
· Демократичность, открытость;
· Осознание учащимися деятельности: как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что он при этом чувствовал;
· Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
· Открытие в коллективном поиске;
· Радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие;
· Управление проблемно- поисковой и исследовательской деятельностью.

Показатели качества урока 

Профессиональное мастерство педагога подтверждается прежде всего качеством урока.

Как же определить, что урок способствует достижению качества образования, вносит свою лепту в получение намеченного результата? Для этого нужны соответствующие показатели качества урока, которые в идеале должны быть:

· надпредметными, т.е. не связанными с содержательным аспектом предмета;

     · универсальными, т.е. применимыми в разных условиях;
· ценными и целенаправленными для достижения поставленной цели;

В ходе дискуссий педагогической общественности были определены показатели, отразившие начало перехода от ЗУНовской парадигмы обучения к компетентностному подходу, когда важна не только сумма знаний, но и умение применить их в разных жизненных ситуациях. К таким показателям относятся:

· постановка целей урока при наличии тенденции передачи этой функции учащимся;

     · наличие мотивации познавательной деятельности;

· организация учебно-познавательной деятельности на уроке с целью включения в неё
  каждого ученика;
     · целесообразное (адекватно цели урока) сочетание, методов, форм и приёмов;
· обучение систематически осуществлять рефлексивные действия (самоанализ.
  самоконтроль, самооценку);
     · использование возможностей урока для формирования ОУУН;
· решение на уроке коммуникативных задач обучения;
     · общепедагогическая культура учителя;
Данные показатели могут быть использованы экспертами, администрацией ОУ при посещении уроков, а также и для самоанализа.
 
Ценные советы педагогу XXI века
Творчество есть процесс, творчество есть овладение новыми возможностями. (Н. Рерих)

   Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. (Георг Зиммель)

       Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать. (Коко Шанель)

         Чтобы увидеть что-то новое, нужно совершить что-то новое. (Георг Лихтенберг)

           Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.
             (Сенека Луций Аней)

Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно, можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путём собственной деятельности …

   Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя, он должен самостоятельно всё
   охватить, усвоить, переработать.  (А.Дистерверг)
 
 
      У всякого человека бывает два воспитания и образования: одно, которое ему дают другие, а
      второе, - более важное, которое он даёт себе сам. (Эдуард Гиббон)
 
 
         Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора
         меняться. (Марк Твен)
 
 
          

 

При подготовке к представлению опыта работы Вы можете руководствоваться следующим алгоритмом:

· Дать обоснование актуальности опыта, его практической значимости, для чего выделить противоречия, трудности, с которыми Вы столкнулись в своей практической деятельности; · Вычленить ведущую педагогическую идею опыта, её составные части (это могут быть уже известные или новые идеи и технологии передового опыта); · Отразить теоретическую базу опыта (на какие научные или практические изыскания Вы опираетесь, научные концепции или теории каких авторов используете в работе);
· Раскрыть технологию реализации ведущей педагогической идеи и её компонентов, изложить точку зрения на содержание образования, взаимоотношения учителя и ученика, формы, методы, приёмы и средства обучения и воспитания современного школьника; · Показать предлагаемые инновации в организации учебно-воспитательного процесса, содержании образования, взаимодействии учителя и учащегося и.т.д.; · Провести самоанализ результатов профессиональной деятельности: показать изменения в качестве знаний учащихся, в овладении практическими умениями и навыками, в уровне воспитанности, в развитии интереса к предмету; 
 
Мастер–класс:
Мастер-класс – это одна из форм презентации достижений педагога, где он выступает как «учитель учителей», раскрывает свои ноу-хау. При проведении мастер-класса важно отобрать содержание, структурировать материал, выбрать оригинальную форму проведения, способную увлечь аудиторию.
 
Визитная карточка:
Задание может быть выполнено в любой форме. Его цель – дать жюри первое представление о Вас как о личности, о Ваших лидерских качествах, о Вашей креативности. Вы можете использовать результаты своего творчества, рассказать о хобби, своём жизненном кредо.

2014-2015 За страницами учебника

Нормы домашнего задания

Памятка для педагога 

Памятка для учителя

Дидактический метод и педагогическая технология

Интернет - ресурсы в помощь учителю для подготовки к муниципальному, региональному и заключительному этапу Всероссийской предметной олимпиады школьников

Лаконичные советы учителю

Самоанализ урока

Результативный педагогический опыт

Портфолио

Памятка общение

Нормативная база организации предпрофильной подготовки и профильного обучения

Организация групповой формы формы познавательной деятельности на учебном занятии

Рекомендации по организации исследовательской деятельности школь

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Какую роль в Вашей работе играет методическая служба?
Всего ответов: 87